Дворец Нуруллабай, находящийся во внешнем городе Хивы Дишан-кале своим великолепием, привлекательностью, красотой и очаровательностью отличается от других дворцов, построенных ханами в различные периоды. Во время правления Мухаммед Рахимхана I в старом городе (ныне Ичан-қала) уже стало тесно из-за больших масштабов строительства жилья и возможности строить большие дворцы с садами не было. Мухаммед Рахимхан I для своих сыновей Махмуд тюря, Мухаммед тюря построил к западу от крепостных стен города (Ичан-калы) загородные дворцы хаули (из пахсовых блоков).
Спустя более четверти века после этого (когда крепостные стены Дишан-калы было уже возведены) и восшествия на хивинский престол Сейид Мухаммед хан (1856 г.), поручил своему визирю Хасанмураду кушбеги построить поблизости этих дворцов-хаули здание курынышханы. По записи хивинских историков Баяни и Агехи здание курынышханы (дворца приёмов), построенное на восточной стороне от вновь построенных зданий в саду, известном под названием “Нуруллабай” было очень красивым. Агехи составил для него хронограмму следующего содержания:- “Кўринишхона у вало” (“великая курынышхана”). По исчислению численного выражения этих слов при помощи абджада получается дата хиджры 1276 (1859) год. В своё время, в летний период в курынышхане на открытом воздухе проводились церемонии приёмов. Сын Сейид Мухаммедхана Мухаммад Рахимхан II Феруз (1864 – 1910), севший на ханский престол после отца, попросил у хивинского богатого купца Нуруллабая продать ему этот сад. Нуруллабай согласился, но с условием, чтобы название “сад Нуруллабая”, давно известное среди народа, хан оставил за садом без изменения. Хан дал своё согласие на условия Нуруллабая и купил сад. Таким образом название “сад Нуруллабая” сохранилось в названии этой местности.
Мухаммед Рахимхан II на территории сада Нуруллабай построил для своего сына Исфандиярхана II большой дворец с гаремом (гарем-хас, внутренний двор, часть дворца куда посторонние лица не допускались). Этот внутренний дворец был построен в 1896 – 1904 годах, и окружён высокой стеной. Дворец состоял из четырёх частей (дворов), из более ста помещений, даланханы (просторного коридора), караулханы (помещений для стражи), конюшни, помещений для слуг и гарема (пятый двор). Центральный вход во дворец был через специальные ворота с южной стороны. Внутри ворот размещались ханская канцелярия, диванхана (место заседаний государственного совета), помещения для личной стражи. В помещениях дворца, намеченных для принца Исфандияр тюря были установлены кафельные печки-камины, привезённые из России в разобранном виде.
Севший на престол после смерти Феруза Исфандиярхан II (1910 – 1918) построил для себя дворец Нуруллабай в новом стиле, и таким образом завершил строительство зданий в этом саду. Новый дворец приёмов был построен с целью проведения торжественной церемонии приёма высокопоставленных гостей. Главный визирь Ислам Ходжа выступил против строительства приёмной Исфандиярханом II, из-за того, что уже запаздывало строительство почты-телеграфа и больницы, в государственной казне денежных средств оставалось мало. Но после категорического распоряжения хана, назначил своего ученика Рахимбергена махрама сахибкаром (начальником строительства). Приёмная была построена в 1911–13 годах.
В научном трактате доктора медицинских наук, профессора А.А.Абдуллаева “Хоразмда тиббиёт”(“Медицина в Хорезме”) имеются такие строки про строительство этого дворца:- “…Ислам Ходжа снова поехал в Москву и был на приёме у главы города, Н.И.Гучкова. Глава города Москвы познакомил его с московским архитектором А.М.Роопом”. Архитекторы во главе с А.М.Роопом побывав в Хиве, посоветовались по поводу проекта строительства больницы, телеграфа и связи (почты), также гостиницы (приёмной) для приёма послов и уехали обратно.
В скором времени проект был подготовлен и строительство началось. Для этой приёмной, построенной в 1911–1913 годах, изготовлялись кирпичи особого обжига. Глина для кирпича привозилась из селения Аваз дунак, находящегося недалеко от города, которая после специальной тщательной обработки обжигалась в 4 ёх хумбузах (печках для обжига кирпича). При обжиге и кладке кирпича участвовали мастера Бабаджан хумбуз, Матяз бала, Хасан пирсиян, Куряз Бабаджан и другие. Крыша дворца была сверху покрыта тонкими железными листами в форме тента (трёхугольного). Дворец состоит из семи залов. Двери, окна и паркетные полы изготовили мастера немцы, проживавшие в селении Ак-мечеть (селение Ак-мечеть находится в 15 км к востоку от Хивы на территории Янигиарыкского района). Внутренние украшения залов приёмной отличаются друг от друга.
Ганчевые резные узоры на стенах и потолке дворца выполнили мастера Рузмет арбаб Машарипов, уста Нурмет, Худайберген хаджи, Куряз Бабаджанов и другие. Окраска масляными красками стен, покрытых резными ганчевыми узорами, была осуществлена во главе с мастером Ваисязом Маткаримовым. Изображения цветов и ангелов на потолке здания, исполненных в европейском стиле, выполнили русские художники. Второй зал гостиницы (приёмной) был предназначен для банкетов в честь послов и высокопоставленных гостей. Его размеры составляют 8 х 14 м, высота 6 м. В четвёртом зале была расположена приёмная хана, здесь подписывались различные договора, имевшие государственное значение. Размеры этого помещения, называемого восьмигранным, круглым залом составляют 10 м, в высоту семь метров. В период ханской власти в каждом углу этого зала было установлено по одному зеркалу размером 1,5 x 3 метров. Потолок этой комнаты выполнен из дерева, где с необычайным мастерством исполнены изящные геометрические формы и нанесён тонкий слой позолота.
При украшении потолка показали своё искусство хивинские мастера Бабаджан Каландар, Машарип Каландар, Ваисяз Маткаримов и другие. Волнистые карнизы, установленные под потолком были привезены из России, завёрнутыми в специальную бумагу. В середине потолка шестого зала мастерами резьбы по ганчу нанесены изображения с узорами в виде мусульманских символов полумесяца и солнца, здесь же по четырём сторонам потолка русскими мастерами масляными красками исполнены изображения ангелов (по одному ангелу на каждой стороне).
На потолке седьмого помещении гостиницы(мехманханы) красиво исполнены узоры в виде перьев павлина и установлены драгоценные камни различных цветов. Ганчевые резные узоры на стенах выполнены очень изящно и окрашены в бронзовый цвет. Для того чтобы отапливать дворец в зимнее время с России было привезено семь фаянсовых (фарфоровых) печек. Эти печки состояли из отдельных плиток, и их сложили русские мастера. Печки отапливались саксаулом. В Хивинском ханстве было введено ещё одно новшество – в Хиву были доставлены, электрические люстры для гостиницы. По причине того, что они были большими и тяжёлыми на крыше дворца были сделаны специальные деревянные устройства. На эти пирамидальные устройства были подвешены люстры. Для того чтобы зажечь электрические лампочки на люстрах в Хиву был привезён маленький двигатель мощностью в шестнадцать лошадиных сил.
Первую электрическую лампочку в Хиве зажёг Муса Сабанович Янгиуразов, вызванный из города Сызрань, находящегося на берегу реки Волги. Для строительства приёмной хана с ханской казны было израсходовано 70 тысяч тилля (126 тысяч сумов в эквиваленте того времени). Здание дворца приёмов в период власти советов использовалось в качестве дома правительства, в последующие периоды – дома просвещения и музея. В настоящее время после реставрации, дворец приобрёл свой первозданный вид.