​Памятник затопленным кораблям

  • 0
  • 0
Таъриф

Памятник затопленным кораблям — монумент в Севастополе, эмблема города, установлен вблизи Приморского бульвара. Создан по проекту скульптора академика А. Г. Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана и военного инженера Ф. О. Энберга.

Монумент сооружён в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (П. С. Нахимов).

11 сентября 1854 года поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, были затоплены семь устаревших (списанных на дрова) кораблей: фрегаты «Сизополь», «Флора», корабли «Уриил», «Три Святителя», «Силистрия», «Селафаил», «Варна». После осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре-декабре между Константиновским равелином и фрегатом "Сизополь" дополнительно затопили купеческое судно и корвет "Пилад", а на место, где была "Силистрия" добавили корабль "Гавриил". Так общее число парусных судов на первой линии заграждения достигло десяти. В феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи — на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды — было затоплено ещё шесть судов: корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мессемврия», «Мидия». В общей сложности, 16-ю судами были образованы две защитные линии, между которыми располагалось боновое заграждение. 27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили и остальной флот. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота.

По одной из легенд корабль «Три Святителя» не получалось затопить несмотря на активную стрельбу. Тогда матросы вспомнили о забытой там иконе, поплыли на корабль и забрали её, после чего корабль сам пошёл на дно. По другой версии — главной причиной непредвиденной задержки была «ошибка господ тогдашних корабельных инженеров»… Во всяком случае, икона была спасена, и Севастопольский фарватер получил надёжную защиту.

Предыстория памятника

Ещё к 20-летию доблестной обороны в умах её участников и современников стала созревать мысль достойно увековечить это военно-историческое событие. В 1874 году по проекту академика Микешина предполагалось возведение одного грандиозного монумента. Однако «желание сохранить в памяти потомства, по возможности, большую часть мест, отмеченных подвигами русских войск», заставило отказаться от первоначального плана. В канун 50-летнего юбилея было решено воссоздать картину защиты Севастополя и превратить места былых сражений в огромный мемориальный комплекс, который должен напоминать потомкам: как «…русская армия и флот в 11-месячной тяжкой борьбе задерживали нашествие грозной союзной силы.».

В 1899 году был образован специальный комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны. Его возглавил Великий князь Александр Михайлович.

5 августа 1903 года в газете «Крымский Вестник», в статье, посвящённой 50-летию севастопольской обороны, объявили: «Государю Императору благоугодно было назначить празднование юбилея севастопольской обороны осенью 1904 года…В самом городе, на берегу бухты у Приморского бульвара, разбитого на месте бывшей Николаевской батареи, будут отмечены два события обороны: переправа гарнизона через рейд и преграждение входа в Севастопольскую бухту…». К этому времени уже обсуждались и всесторонне рассматривались различные предложения, связанные с возведением монумента, посвящённого заграждению Севастопольского фарватера.

Ещё в 1901-м году, в официальном отчёте Комитета о своей деятельности, в пункте № 11 было сказано: «В память затопленных кораблей проектировать особый монумент, который поставить на Приморском бульваре, против места затопления кораблей, и особые створные знаки для обозначения первой линии затонувших судов.». В архиве Севастопольского военно-исторического музея Черноморского флота РФ хранятся эскизы этого проекта.

Городской архитектор Севастополя А. М. Вейзен, инженеры — Ф. Н. Еранцев и Г.Н. Долин планировали монумент на берегу: Триумфальная ростральная колонна на 4-х гранном пьедестале с фонтаном должна была стоять на полукруглом пятачке набережной — приблизительно там, где сейчас расположены солнечные часы. Так представляли авторы «Общий знак обозначения линии затопления кораблей».

Вторую часть проекта (створные знаки в море) разрабатывал начальник инженерной службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Ф. О. Энберг. В предложенном им варианте расположения памятников уже заметно некоторое отклонение от первоначального плана.

В то время как створный знак вблизи Константиновского равелина автор изобразил в соответствии с первоначальным замыслом — на 1-й линии заграждения, обелиск у Приморского бульвара он явно расположил на 2-й линии.

Эскиз Энберга крупным планом показывает выступающую из воды 4-х гранную белокаменную колонну. На её капители — двуглавый орёл, который, склонив головы, держит в клювах венок. При этом нижняя часть венка свисает ниже капители. Орёл как бы опускает венок на воду бухты.

На дальнем плане, вблизи Константиновского равелина — северный створный знак. Судя по рисунку, его тоже планировали украсить орлом.

Таким образом, в память затопления кораблей сначала предполагали возвести целых три грандиозных монумента. И только в 1903-м году, учитывая мнение Петербурга и масштаб предстоящих работ, пришли к более разумному решению: делать только один памятный знак — в море, напротив центральной части Приморского бульвара.

Руководствуясь новыми идеями, севастопольский архитектор В. А. Фельдман внёс дополнительные изменения в проект: он заменил квадратную колонну круглой и поставил её на эффектно вырастающую из моря искусственную скалу, которую с трёх сторон должна была окружить оснащённая фонарями и перилами великолепная набережная. А на том месте, где сейчас стоит подпорная стена с якорями, предполагалось выстроить павильон с двумя статуями в нишах.

В начале 90-х годов XX века дочь Ф. О. Энберга Рогнеда Вундер передала Государственному музею героической обороны и освобождения Севастополя фотографию этого проекта. На фотографии — надпись: «Акварель Фельдмана, 23 мая 1903 г.». На рисунке видно, что над капителью колонны как бы парит двуглавый орёл, несущий в клювах венок и якорь на цепи (одним клювом орёл держит венок, а другим поддерживает цепь, на которой висит якорь).

В дальнейшей работе над проектом принимал участие архитектор Е. И. Грушевский. Он убрал отрезок набережной с павильоном и ангелами как помпезное излишество.

Приблизительно в середине 1903 года к завершающему этапу разработки и осуществлению всех замыслов был привлечён скульптор А. Г. Адамсон — автор памятника «Морякам броненосца „Русалка“» (Таллин, 1902), в создании которого признанный художник и скульптор проявил себя уже как мастер монументального искусства (С 1907 года А. Г. Адамсон — действительный член Академии художеств. В списке его работ есть и «памятник затопления кораблей в Севастополе»).

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что у памятника Затопленным кораблям три главных автора: военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович) Адамсон.

29 июля 1905 года в официальном сообщении о передаче монумента городу строительная комиссия обнародовала его первое название: «памятник затопления кораблей». А в следующем месяце начались переименования. 3 августа 1905 года Г. Ерошевич (Вр. и. д. Управляющего Канцелярией Великого князя Александра Михайловича) подписал документ № 3898, согласно которому: «Памятник затопления кораблей впредь именовать: „Местом заграждения Севастопольского фарватера“». В 1907 году исторический путеводитель по Севастополю опубликовал новое название монумента: «Памятник заграждения фарватера затопленными кораблями». Но и оно продержалось недолго. В путеводителе по Крыму 1914 года в описании Приморского бульвара уже упомянут «памятник затопленным кораблям». Позднее появлялись и другие варианты (за всю историю — более 15-ти различных названий). Сейчас у монумента наиболее распространено название «памятник Затопленным кораблям».

Монумент представляет из себя стоящую в море, в 23 метрах от набережной Приморского бульвара, 9-метровую искусственную гранитную скалу с выступающим из неё в сторону набережной восьмигранным пьедесталом, на вершине которого возвышается триумфальная диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капители. Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем (висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев). На груди орла — щит с рельефным изображением Святого Георгия — Победоносца. База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, так же, как и орёл, выполнены из бронзы. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу — подпись автора: «А. Адамсонъ Скульп. 1904». Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «ВЪ ПАМЯТЬ КОРАБЛЕЙ ЗАТОПЛЕННЫХЪ въ 1854 и 1855 г.г. ДЛЯ ЗАГРАЖДЕНIЯ ВХОДА НА РЕЙДЪ». На вершине скалы, с противоположных сторон, встроены два гранитных барельефа. На левом — изображено число «1854», на правом — «1855». На подпорной стене набережной, напротив монумента, установлены два якоря с затопленных кораблей. Раньше со стороны моря была закреплена выступающая из воды бронзовая мачта парусного корабля. Общая высота памятника — 16,7 м, высота колонны — 7,1 м, средний диаметр колонны — 0,95 м, размах крыльев орла — 2,67 м.

Расположение на карте


Изоҳлар