Монастырь Амарас — раннесредневековый монастырь в юго-восточной части Нагорного Карабаха. Известный религиозный и культурный центр средневековой Армении (провинция Мюс Абанд исторического Арцаха). Амарас находился в подчинении Армянской апостольской церкви. Согласно административно-территориальному делению Нагорно-Карабахской Республики, монастырь расположен в Мартунинском районе НКР.
По свидетельству армянского историка IV—V вв. Фавстоса Бузанда, церковь монастыря Амарас была основана в начале IV в. св. Григорием Просветителем.
Наибольшей известности Амарас достиг в середине IV в., после того как здесь был захоронен внук св. Григора Просветителя Григорис. Григорис погиб в Южном Дагестане, по одним данным в 337 году, по другим — в 348 году и был похоронен с восточной стороны церкви, основанной Григором Просветителем.
В начале V в. создатель армянского алфавита св. Месроп Маштоц основал в Амарасе первую армянскую школу, отсюда же началось распространение армянской письменности. В 489 году, уже после того, как по договору между Персией и Византией эти земли были отторгнуты от Армении, царь Вачаган III (Благочестивый) из местной ветви парфянской династии Аршакидов[7](по другой версии, из армянского рода Араншахиков), находит уже забытую могилу св. Григориса, строит над ней часовню и восстанавливает построенную св. Григорием Просветителем церковь. Именно эта часовня сохранилась по сей день почти без изменений под алтарём церкви монастыря Амарас. Однако в конце V в. гробница Григориса была расположена рядом с церковью. Впоследствии, в процессе многочисленных перестроек непосредственно над часовней-усыпальницей была возведена церковь.
Начиная с V в., Амарас становится одним из крупнейших религиозных центров средневековой Армении.
В 821 году Амарас, как и вся область, был завоёван арабами, в XIII в. разграблен монголами, а в 1387 году, в период нашествия Тамерлана, разрушен. Однако монастырь с постоянно функционирующей школой всегда оставался религиозным и культурным центром.
В XVII в. монастырь был основательно перестроен. Гандзасарский католикос Петрос во второй четверти XVII в. отреставрировал Амарас, построив здесь церковь св. Григориса.
Во второй половине XIX в., после присоединения Восточной Армении к России, монастырский комплекс Амарас, имеющий довольно сильно укреплённые оборонительные сооружения, использовался в качестве приграничной крепости, а в 1832—1844 гг. — русско-персидской таможни.
В 1848 году, при гандзасарском митрополите Тёр-Багдасаре, Амарас был возвращён Армянской Церкви. В отличие от самой церкви, оборонительные стены монастыря и гражданские здания сохранились без существенных повреждений. В 1858 г. на средства шушинских армян здесь была построена новая монастырская церковь на месте старой, повреждённой. В её северном нефе был установлен надгробный камень св. Григориса, изготовленный шушинским архитектором Микаэлом Тёр-Исраеляном в 1898 году.
В мае 1991 года подвергся сильному разрушению со стороны азербайджанских войск. Храм дважды подвергался разграблению азербайджанскими омоновцами и жителями соседней азербайджанской деревни. В результате чего была украдена церковная утварь и пожертвования прихожан. В 1992 году, когда в ходе карабахской войны Амарас был захвачен азербайджанскими войсками, гробница внука Григория Просветителя, св. Григориса, была разрушена. В настоящее время в монастыре ведутся восстановительные работы.