Городище Куба (буддийский храм)

  • 0
  • 0
Description

На северо-западной окраине районного центра Кува Ферганской области на протяжении нескольких лет производились раскопки древнего городища Куба. В раннем средневековье Куба была довольно крупным торгово-ремесленным поселением, здесь были развиты ремесла, особенно гончарное, ювелирное, металлообработка. Городище возникло, как свидетельствуют археологические находки, в IV – III веках до н.э. Жизнь Кубы как важного политического и экономического центра Ферганской долины продолжалась до XIII столетия и была прервана нашествием Чингисхана. Ученые здесь вскрыли руины восьмидесяти жилых домов ремесленных мастерских с пятью улицами и городской площадью.

Под культурным слоем, относящимся к X–XI векам, выявились остатки буддийского храма. Он был сооружен на выступе естественного холма, на вершину которого вела каменная лестница, и возвышался над окружающей местностью, был виден с далеких подступов. От жилых кварталов городища он был отделен пахсовой стеной на ступенчатом основании.

Остатки буддийского комплекса были скрыты под наслоениями последующих времен, в том числе тремя ярусами погребений X–XI веков. При строительстве храма использовались пахса и сырцовый кирпич, а перекрытия были деревянными. Его мощные стены сохранились всего лишь на высоту не более двух метров, однако это позволило исследователям реконструировать планировку буддийского комплекса. С южной стороны вход вел в святилище с алтарем, приподнятом на метровую платформу. Вокруг алтаря, у стен святилища были устроены возвышения-суфы. Здесь происходили жертвоприношения божествам в виде цветов, фруктов и ароматических курений.

С востока к святилищу примыкало прямоугольное здание храма, ориентированное с юга на север. У одной из стен археологами была расчищена суфа из сырцового кирпича, на которой, видимо, торговали чашечками для жертвоприношений, курительными свечами и благовонными травами, так как здесь были найдены целые и разбитые керамические чаши и незатейливые лепные сосуды. В южной части храма в глубокой нише располагался айван под деревянным навесом. На стене айвана были обнаружены остатки росписи, служившей фоном для скульптур. Здесь же находились осколки двух конных статуй и сопровождавших их воинов.

Возле входа, загораживая его, ничком лежала великолепная глиняная фигура Будды, размером в два с половиной человеческих роста. Рядом были найдены фрагменты статуй других буддийских персонажей, в том числе защитницы буддизма богини Шри-Дэви. Ученые предполагают, что скульптурная композиция в айване храма изображала борьбу сил добра во главе с Шри-Дэви с предводителями демонов и воинством Мары, врага Будды.



Определить, к какой ипостаси относится та или иная скульптура, археологам помогла раскраска статуй. Боги добра окрашены голубой, кремовой и белой краской и представлены в желтых, красных и синих одеждах. Головы их увенчаны княжескими диадемами, на запястьях браслеты, они украшены ожерельями из цветов, перевязями с бубенцами и розетками. Боги – защитники веры, окрашенные в синие и черные цвета, изображены с большой экспрессией. Они имеют свирепый вид, дабы устрашить злых демонов. В их венки и ожерелья вплетены черепа, браслеты – в виде змей, накидки и набедренные повязки из тигровых шкур, а волосы развеваются, как языки пламени.

Точно определить дату сооружения буддийского комплекса в Куве пока не удалось. Ясно, что время его расцвета пришлось на вторую половину VII века, а в XIII веке храм был разрушен арабами. Во всяком случае, развалины святилища и храма носят явственные следы пожарища, уничтожившего строение. Раскопки древней Кубыподтвердили, что в начале нашей эры на территории Узбекистана буддизм был распространен не только в Сурхандарье, где сосредоточена основная масса буддийских памятников, но и проник далеко на север, в Ферганскую долину.

Расположение на карте


Comments