Городище Дальверзинтепа расположено в Шурчинском районе Сурхандарьинской области, в плодородной долине Сурхандарьи. Его начало восходит к III в. до н. э., расцвет приходится на эпоху Кушанской империи (I–IV вв. н.э.), упадок – на IV–V вв. В период расцвета город был окружен оборонительной стеной длиной около 2,5 км, толщиной до 10 м и широким рвом. В стенах и башнях города были устроены стрелковые галереи и казематы, а на гребнях – боевые ходы и площадки для стрелков, пращников и камнеметных орудий.
Кушанская империя достигла своего наивысшего расцвета при царе Канишке I, когда это могущественное государство достигло столь высокого уровня развития и стабильности, что достойно конкурировало в сфере торговли и культурных обменов с другими тремя евразийскими супер-империями древнего мира - Римской, Парфянской и китайской Хань. Эта четвёрка «великих держав» древности, распространила свое влияние на всей территории от Атлантического до Тихого океана. Позднее историки назовут этот период (I–IV вв. н. э.) «имперским». Именно в это время из Китая через земликушан и парфян в римскую Сирию протянулась крупнейшая в истории человечества караванная дорога — Великий шелковый путь.
Одним из самых значительных достижений кушанской эпохи стал высокий уровень культуры, в которой были сплавлены достижения местной цивилизации древневосточного типа, лучшие традиции культурыэллинизма, утонченность искусства Индии и особый стиль, принесенный кочевыми племенами с просторов Азии.
Одной из причин создания подобных обстоятельств в государстве была проводившаяся императором Канишкой политика межэтнической и межконфессиональной толерантности. Караваны зарубежных купцов и пилигримы с удовольствием путешествовали по Кушанской империи, поскольку в этом государстве была создана очень благоприятная и благодатная обстановка для дружеского сосуществования всех народов и людей, независимо от их расовой принадлежности и духовной ориентации. На то же время пришлись расцвет, дальнейшее распространение и ретрансляция буддизма по Шелковому пути в сторону Восточного Туркестана, Китая, а затем, несколько позднее, на Корейский полуостров и Японию.
Археологически Дальверзинтепа почти «стерильный» античный город, раскопки которого дают возможность изучать градостроительные особенности, фортификацию, архитектуру, искусство и материальную культуру Северной Бактрии, особенно для времени Великих Кушан.
По мнению Г. Пугаченковой, «сопоставление исторических и археологических данных дает основания отождествить его с той первоначальной кушанской столицей, расположенной к северу от Амударьи, которая под наименованием Ходзо фигурирует в древней китайской хронике».
Систематическое изучение Дальверзинтепа началось в 1967 году. Раскопанное археологами городище площадью около 47 гектаров было буквально нашпиговано артефактами. В северо-западной части городища раскопан храм бактрийской богини, где обнаружены скульптуры божеств и уникальные образцы настенной живописи с изображением жрецов и младенцев. В центре найден буддийский храм II–III вв. н. э. В загородной зоне обнаружены руины другого буддийского святилища, воздвигнутого, судя по находкам монет, еще раньше – около I в. н. э. Оба культовых комплекса некогда были украшены глиняной и гипсовой скульптурой. Археологи обнаружили более трех десятков великолепных скульптур разных размеров – от полуметра до 3 и 4 метров высотой. Среди них многочисленные статуи Будды,бодхисатв, других буддийских персонажей, скульптурные изображения правителя, его наследника, знатной дамы, вельможи.
Часть археологической коллекции Дальверзинтепа экспонировалась на выставках в Японии, Швейцарии, Германии, Франции, США, Малайзии, Республике Корее.