В период правления Шейбанида Абдулла-хана II (1557-1597) в Бухаре был возведен архитектурный ансамбль Кош-Медресе из двух противостоящих медресе. Первое - медресе Модари-хан построено около 1567 г. в честь матери Абдулла-хана, второе носит имя самого Абдулла-хана и было построено в 1588-1590 гг.
Медресе Модари-хан (1567)
Медресе Модари-хан построено в честь матери Абдуллахана II. В 1968 году памятнику исполнилось 400 лет. В летописи одного из придворных историков Абдуллахана записано: "Составляющие его высокие своды и возвышенные купола, верхние и нижние помещения и фундаменты сверху донизу были сделаны прочно". В год 400-летия памятника археологи подтвердили это: здание прочно стоит и в настоящее время.
Расположено здание под некоторым углом к дороге, так что точной симметрии в ансамбле нет. Главный фасад медресе Модари-хан богато украшен изразцами из разноцветной кирпичной мозаики, которые образуют различные геометрические узоры. Убранство фасада заполняют тимпаны из расписных майоликовых плиток, изображающие бутоны цветов. Вся художественная отделка медресе выглядит очень скромно.
Медресе Абдулла-хана (1588-1590)
Памятник был построен спустя почти четверть века после Модари-хан по принципу "Кош", по которому два здания возводились "лицом" друг к другу. Основной принцип планировки здесь тот же: помещения размещены вокруг дворика. Но само сооружение значительно сложнее: главный вход имеет высокий портал, к которому примыкают крылья с двухэтажными лоджиями и проходной галереей по верхнему этажу. Большие размеры фасада и множество декоративных средств придают ему красочный, праздничный вид. При ярком солнечном свете хорошо играют холодные тона майоликовых плиток (синий, зеленовато-голубой, белый).
В художественном оформлении медресе Абдуллахана, как и во всем ансамбле в целом, чувствуется новизна. Взамен дорогостоящей цветной мозаики облицовка произведена стандартными майоликовыми плитками. Рисунок стал более ярким, живописным, но проигрывал, по сравнению с мозаикой, в четкости, стал более расплывчатым. Тем не менее, это не портит внешнего вида медресе, т.к. рисунок майолики воспринимается издали как одно цветное пятно.
С большим искусством сделаны двери медресе, собранные из отдельных кусочков дерева с тончайшей резьбой, без единого гвоздя. Вестибюль медресе Абдулла-хана представляет собой галерею с двумя проходами во двор. Центральный купол ее покоится на 16 арочках, образующих конструктивный каркас, заполненный шлифованным кирпичом. Ребра арочек имитируют кирпичную кладку, в швы которой вставлены майоликовые ленточки голубого цвета. На куполе узоры, состоящие из пяти-, восьми- и девятиконечных звезд. Узор скуфьи купола составлен из терракотовых ленточек, выложенных на фоне майоликовых вставок синего цвета. На темно-синем фоне ярко выделяется светлый ажурный орнамент.