Одним из наиболее значительных памятников ранне-средневековой, так называемой — «кердерской культуры» Каракалпакстана, на поздних этапах ее развития является городище Хайван-Кала вблизи Нукуса. Оно расположено в пойме реки Амударьи, на левой стороне старого речного протока Шортанбай. В прежние времена пойма неоднократно затапливалась во время разливов реки. По найденным на городище артефактам его датируют VII-X веками. По своим размерам городище занимает немалую площадь (20 гектаров) (крупнее, чем Топрак-Кала), да к тому же вокруг него обнаружены остатки огромного неукрепленного поселения, которое в несколько раз больше самого городища. Возможно, это были пригороды.
По своей конфигурации Хайван-Кала представляет равносторонний прямоугольник, вытянутый с севера на юг. Внутри городища, обнесенного высоким и мощным крепостным валом, находились жилые кварталы в виде крупных домов — массивов, отделенных друг от друга довольно широкими улицами и проулками. Эти боковые улицы выводили к двум большим центральным улицам, тянущимся в продольном направлении. Особенностью улиц является то, что они имеют своеобразное покрытие в виде сплошного слоя битого жженного кирпича. Сами дома — массивы, состоящие из множества внутренних помещений, сообщающихся между собой, напоминают аналогичные дома в Топрак-Кале. Видимо, они предназначались для проживания больших патриархальных семей или соседских общин.
Если судить по найденным здесь массовым находкам керамических изделий, прежде всего, гончарной посуды, как поливной, так и неполивной (то есть без покрытия глазурью), а также следам плавки металлов и различным заготовкам полуфабрикатам бытовых изделий, Хайван-Кала была одним из местных центров ремесленного производства. Наиболее развитыми из них, по-видимому, были гончарные и кузнечные промыслы, включая изготовление холодного оружия (наконечников копий, стрел, сабель, кинжалов и ножей), а также стеклодувная отрасль. Это подтверждается большим количеством фрагментов стеклянных сосудов и остатками оружейного производства. Находки бронзовых сережек и других ювелирных изделий говорят о том, что здесь могли производиться и украшения, если только они не попадали сюда в результате караванной торговли. А тот факт, что торговля здесь была весьма оживленной и даже носила международный характер, видно из большого количества обнаруженных на Хайван-Кале монет, среди которых преобладали иностранные монеты с Ближнего Востока. Точнее сказать, из стран Месопотамии и Аравийского полуострова. Особенно много среди них медных фельсов (мелкая разменная монета Арабского халифата в правление династии Аббасидов).
Немаловажными являются и образцы тогдашнего декоративно-прикладного искусства, производимые в Хайван-Кале, главным образом, в виде посуды различного назначения. Украшающие поверхность посуды орнаменты и изображения включают в себя образы животных, птиц и даже рыб.
В отношении названия городища Хайван-Кала существуют разные гипотезы. Наиболее правдоподобной из них является версия, что оно произошло от персидского слова «айван» (оно пишется через мягкую букву «х» арабского алфавита, которая в устной речи не читается наподобие буквы «h» в начале слов во французском алфавите (например, «humanite»или «Hugo»). Слово это означает «ниша над аркой портала» или «открытая веранда». Связано ли это название с наличием когда-то на городище множества айванов в жилых и общественных зданиях, или это простая случайность — неизвестно. Но то, что Хайван-Кала являлась не рядовым и заштатным населенным пунктом в этом регионе, а довольно крупным торгово-ремесленным и возможно даже административно-политическим центром, в пользу этого говорит многое. В том числе и размеры Хайван-Калы и найденные здесь убедительные следы торгово-ремесленной деятельности и, самое главное, упоминание об этом городище в средневековых письменных источниках. Поэтому многие ученые именно с Хайван-Калой связывают известные из исторических летописей раннесредневековый город Кердер и локализуют его на месте Хайван-Калы. Как бы там ни было, общепризнанным в научном мире является факт, что Хайван-Кала была неотъемлемой частью самобытной так называемой «кердерской культуры», которая внесла свой неоценимый вклад в общее развитие цивилизации в Южном Приаралье.