Акшахан-Кала (Казаклы-яткан)

  • 0
  • 0
Описание

Городище Казаклы-яткан (Акшахан-кала) находится на территории ширкатного хозяйства Азат Берунийского района Республики Каракалпакстан. С 1995 года здесь ведутся широкомасштабные исследования международной Каракалпакско-Австралийской археологической экспедицией Института истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан и Сиднейского Университета (Австралия). Научные руководители экспедиции доктор Алисон Венеция Грехем Беттс (Сиднейский университет) и доктор исторических наук В.Н.Ягодин (Каракалпакское отделение АН РУз).

Это окруженная мощными крепостными стенами часть древнего города, в центре которой находилось необычное сооружение, предварительно определенное как мавзолей, где могли быть погребены останки первых царей независимого Хорезма. Северо-западная часть "священного города" была занята группой построек, которые, как показали проведенные здесь раскопки, являлись храмово-дворцовым комплексом. Храмовая часть комплекса представляла собой квадратное в плане сооружение с полукруглыми башнями на углах входами в середине всех четырех стен, по обе стороны которых также находились башни. Стены храма были двойными с внутристенным коридором.

Часть найденных портретов, по мнению ученых, изображают хорезмийских царей неизвестной ранее династии. Также специалисты предполагают, что городище было одной из первых столиц древнего хорезмского государства, а храм — святилищем династии царей древнего Хорезма.

Как сообщил директор Института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана, кандидат исторических наук Максет Карлыбаев:

Самой первой столицей древнего Хорезма, скорее всего, является городище Казаклы-Яткан (Акшахан-кала), обнаруженное каракалпакско-австралийской археологической экспедицией под песками этого древнего края.

Как сообщается на сайте www.sanat2013.orexca.com

Основным объектом исследования экспедиции стало городище, открытое еще в 1956 г. и вошедшее в научный оборот под названием Казаклы-яткан. Среди местного населения сохранилось и другое, вероятно, более древнее название памятника - Акшахан-кала. Его раскопки, начатые в 1995 г. и продолжающиеся до настоящего времени, позволили ученым установить, что это самое большое по размерам городище древнего Хорезма и выдвинуть предположение о том, что именно здесь находилась столица Хорезма после его выхода из состава империи Ахеменидов.

С 2004 г. основные усилия экспедиции сосредоточены на исследовании дворцово-храмового комплекса в так называемом "cвященном городе" Казаклы-яткана. Это окруженная мощными крепостными стенами часть древнего города, в центре которой находилось необычное сооружение, предварительно определенное как мавзолей, где могли быть погребены останки первых царей независимого Хорезма. Северо-западная часть "священного города" была занята группой построек, которые, как показали проведенные здесь раскопки, являлись храмово-дворцовым комплексом. Храмовая часть комплекса представляла собой квадратное в плане сооружение с полукруглыми башнями на углах входами в середине всех четырех стен, по обе стороны которых также находились башни. Стены храма были двойными с внутристенным коридором.Первые признаки наличия в храме древней живописи были обнаружены еще в 2004 - 2005 гг. Позже, когда в состав экспедиции были включены специалисты-реставраторы, появилась возможность приступить к широкомасштабной расчистке, консервации и научному изучению открытых памятников древнего искусства.

На маршруте осенней экспедиции - древнее городище Казаклы-яткан (Акшахан-кала). Предположительно, здесь располагалась столица Хорезма после его выхода из состава империи Ахеменидов. Внутри городища находится окруженный мощными крепостными стенами "cвященный город", в центре которой - необычное сооружение, определенное как мавзолей, где могли быть погребены останки первых царей Хорезма. Северо-западная часть "священного города" занята храмово-дворцовым комплексом, где и были обнаружены настенные росписи. Это - портретная галерея царской династии с изображениями царей и, возможно, членов их семей.Капитель. Камень. Султануиздаг. IV в. н.э. Следы росписей были обнаружены как внутри храма, так и на стенах галереи, окружавшей храм по внешнему периметру, а также на стенах дворцовой части комплекса. Внутри храма найдена глиняная раскрашенная скульптура и пышный архитектурный декор, выполненный из глины и алебастра и имеющий многоцветную роспись по алебастровой подгрунтовке. В ряде случаев установлено, что некоторые детали архитектурного декора были обтянуты тонким золотым листом. Все эти находки позволяют утверждать, что в недрах древних развалин Казаклы-яткана погребены уникальные художественные ценности. Их исследование только начато. А для того, чтобы извлечь из земли это богатство, изучить и сохранить его, потребуются, вероятно, усилия не одного поколения ученых - археологов, искусствоведов, историков. Чтобы сохранить найденные ценности, необходим также труд высококвалифицированных реставраторов.

К настоящему времени полностью вскрыт коридор в западной стене храма протяженностью около 60 м, где были обнаружены росписи. Общая же протяженность коридора - около 250 м, что позволяет надеяться на новые открытия. В южной половине коридора живопись сохранилась на стене и являет собой изображение пеших персонажей, конной процессии и, возможно, всадников, сидящих на лошадях.

Однако наибольший интерес представляет живопись, обнаруженная в северной части западного коридора, которая находилась в завалах глиняной штукатурки, преднамеренно сбитой со стен.

Всего было обнаружено 45 фрагментов живописи, на которых сохранились изображения одного или нескольких персонажей. В 36 случаях сохранившаяся живопись представляет собой погрудные портреты. Все эти данные имеют сугубо предварительный характер, поскольку коллекция еще находится на обработке в реставрационной лаборатории Института истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана. Анализ всей суммы данных, связанных с фрагментами живописи в этой части коридора, позволил установить, что вся плоскость внутренней стены северной половины западного коридора была разделена двойными сплошными линиями на прямоугольные ячейки, располагавшиеся не менее чем в три яруса. В каждой ячейке находился индивидуальный погрудный портрет. Все портреты выполнены по единому канону: торс в фас, голова в профиль и повернута в основном влево. Однако отмечены также немногочисленные случаи, когда голова изображалась в профиль вправо. Подобная манера (так называемая "древневосточная") изображения правителя отмечена на монетах царей Парса c I в. до н.э., на монетах индо-парфянских правителей, начиная с I в. н.э., а также на монетах Кушан, Сасанидов и Эфталитов.

Все персонажи галереи - безбородые и безусые, с пышной шевелюрой, черные густые волосы гладко зачесаны ото лба назад и закрывают шею, но оставляют открытыми уши, выкрашенные в красный цвет, - совершенно необычная и не имеющая аналогий деталь. Изображение безбородых правителей в искусстве древнего Хорезма не является исключением. Такие же портреты безбородых царей имеются на некоторых типах хорезмийских монет, в частности на самой ранней из них, так называемой монете "безымянного правителя в кулахе".

Расположение на карте


Комментарии