Церковь Воскресения Христова — церковь Симферопольской и Крымской епархии УПЦ Московского патриархата над поселком Форос, построенная в 1892 году на обрывистом утёсе — Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 412 метров. Памятник русской архитектуры конца XIX века.
Освоение земель Фороса началось в начале 50-х годов XIX века после того, как Ялту и Севастополь соединила шоссейная дорога, построенная военными строителями. В честь завершения её строительства на перевале сооружается портал — ворота, названные Байдарскими по названию долины с одноименным селом.
Земли царских чиновников вблизи Фороса стали быстро раскупать и застраивать. В начале 90-х годов XIX столетия по просьбе православных близлежащих селений «чайный магнат», имевший чайные плантации на Цейлоне, А. Г. Кузнецов (бывший владелец форосского имения) заказал проект церкви известному академику архитектуры Николаю Михайловичу Чагину.
Церковь посвящалась чудесным событиям, произошедшим 17 октября 1888 года на станции Борки Курско-Харьковской железной дороги: там, во время крушения поезда, шедшего из Крыма в Петербург, спасся государь-император Александр IIl и его семья. Поезд сошел с рельсов, но император не пострадал. Потрясённый известием об этом происшествии, крупнейший российский торговец чаем и фарфорозаводчик Александр Кузнецов испросил высочайшей милости построить в честь спасения императора церковь в Форосе. Её часто посещала царская семья.
Стоимость церкви согласно оценочной ведомости 1898 году составила 50 тыс. золотых рублей. По воле владельца имения Форос А. Г. Кузнецова, было передано в собственность церкви два участка земли 2,5 десятины, на которых построили два дома-настоятеля и для причта. На содержание церкви строителем храма внесен в хозяйственное управление Святейшего Синода капитал в 50 000 рублей.
Первым и единственным до революции священником Форосcкого храма был о. Павел (Ундольский). Родом о. Павел из Владимирской губернии, рукоположен во священники Владимирским архиепископом Феогностом. Жизненный путь его преемника о. Петра (Посаднева) был так же тесно связан с городом Владимиром.
Явно, что Владимирские святые, где благоверный Великий князь Андрей Боголюбский начинал объединение Русской Земли, покровительствуют церкви Воскресения Христова в Форосе. Вряд ли может быть случайным, что Государь Николай II, посещавший этот храм, был замучен в день гибели св. Андрея Боголюбского, а также, что в этот день, 4/17 июля, Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева, чей жизненный подвиг привел отца Петра к православной вере.
Частым гостем и другом о. Павла был известный русский писатель Антон Павлович Чехов. Сохранилась личная переписка, есть архивное свидетельство о том, что А. П. Чехов участвовал в строительстве церковно-приходской школы в Мухалатке (Олива), так же до революции 1917 года, при храме имелась школа грамоты.
Храм был освящен 4 октября 1892 года иепископом Тарвическим Мартинаином в присутствии Обер-Прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева.
В Октябре 17 числа 1898 года в десятую годовщину чудесного избавления царя Александра II от напрасно смерти храм посетил Император Николай II с супругой Александрой Федоровной и маленькими Великими княжнами.
Предполагают также, что со стороны А. Т. Кузнецова эта церковь могла бы быть своего рода «откупными», так как разведение и продажа чая считались монополией царской семьи.
В 1927 году по решению комиссии по изъятию церковных ценностей была экспроприирована драгоценная церковная утварь: золоченные рисы с икон, сосуды для богослужения, оклады с Евангелия, золоченные подсвечники, дарохранительница, паникадило. Позолоченные кресты на куполе и на башенках церкви были сброшены, колокола пошли на переплавку. Все это, как и бесценные иконы великих мастеров, пропало бесследно. В их число вошел о. Павел Ундольский, репрессирован в 1924 году и сосланный.
В 1934 году церковь вместе с домами куплена санаторием «Форос» у ялтинского Райзо за 18 тысяч рублей.
В годы Великой Отечественной войны церковь служила убежищем для отряда пограничников форосской погранзаставы под командованием Александра Степановича Терлецкого, отражавших натиск фашистов. Вместе с людьми под обстрелом находилась и церковь. Её наружные стены были изранены пулями и осколками снарядов. Во время войны люди приходили в церковь и, взирая на оставшиеся иконы, молили Бога о даровании нашему Отечеству победы. После войны в церкви на стене осталась страшная для гитлеровцев надпись: «Партизаны, бейте фашистов!» В период оккупации немцами были вырваны и увезены красивые стенные панели и подоконники из каррарского мрамора, а сам храм использовался под конюшню. Тогда от копыт лошадей пострадал мозаичный пол.
Ещё один удар церкви был нанесен в 60-е годы. Роковым стал визит сюда Н. С. Хрущева, сопровождавшего в поездке по Крыму шаха Ирана. В ресторане были накрыты столы, и Никита Сергеевич пригласил высокого гостя пообедать, но произошло то, что никак не ожидал Хрущев. Шах Ирана, посмотрев на храм, категорически отказался от обеда, так как для него это было кощунством. Мероприятие было сорвано. Разочарованный Хрущев распорядился снести ресторан. Приказ был выполнен. По чистой случайности вместе с рестораном не снесли храм.
С открытием нижней дороги резко уменьшилось число проезжающих туристов. Церковь до 1969 года использовали под склад, пока там не произошел пожар. В пламени погибли оставшиеся на стенах иконы, фрески, отстала штукатурка.
В 1980 году было принято решение облисполкома и ялтинского горисполкома о передаче церкви и земли для строительства там пансионата КБ Днепропетровского «Южмашзавода». Жители поселка Форос, возмущенны решением властей, добились отмены этого решения. Здание храма взяли на учёт как памятник XIX века.
В 1981 году Киевским управлением реставрации и живописи («Укрреставрация») впервые было проведено комплексное обследование состояния кровли, живописи, остатков внутреннего убранства. На тот момент церковь стояла без окон, без дверей, без куполов. Местные жители рассказывают, что во времена правления Горбачева М. С., когда под Форосом строилась госдача, было намерение вообще взорвать церковь, для того чтобы она то ли не отвлекала, то ли, напротив, не привлекала внимания.
С 1987 года бригада специалистов Севастопольского участка «Укрреставрации» под руководством Евгения Ивановича Бартана начала выполнять реставрационные работы. После выполнения первой очереди реставрационных работ церковь вернули верующим. Возобновили реставрацию в начале 90-х годов ХХ века: службы велись одновременно с восстановительными работами.
В 1990 году Воскресенская церковь пгт Форос решением Ялтинского горисполкома, по просьбе верующих, была передана Русской Православной Церкви Московской Патриархии.
Ещё одним толчком к восстановлению храма послужил визит Раисы Максимовны Горбачевой в период строительства летней резиденции президента СССР. Супруга президента сразу же предложила восстановить храм и дала соответствующие указания.
Существует легенда, похожая на правду. Когда на мысе Сарыч, что рядом с Форосом, строили дачу для первого Президента бывшего СССР Михаила Горбачева, он приехал в Крым, чтобы ознакомиться с близлежащей местностью, и, конечно, залюбовался Форосским храмом. Вместе со строительством дачи для президента приступили к реставрационными работами в Форосской церкви. К следующему приезду Михаила Сергеевича шпили и кресты куполов блестели золотом.
Вторым настоятелем Форосского храма в 1990 становится отец Петр, двадцатичетырехлетний иеромонах. С его приходом начались возрождения и активная реставрация храма. К столетию храма Воскресения Хрестова стараниями бригады реставраторов поставлены новые медные купола с золочеными крестами. Пархитько И. В. Заказал и оплатил прекрасные церковные колокола. Черноморский флот подарил колокол 1862 года весом 200 пудов с маяка Сарыч, ставший гордостью звонницы. Был расписан алтарь, купол, паруса храма, засияли в окнах цветные витражи.
Праздничное богослужение в честь столетия Воскресенской церкви пгт. Форос 4 октября 1992 года возглавил Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь в сослужении епархии, при стечении большого числа людей.
В 1997 году церкви исполнилось 105 лет.
Мечта отца Петра — создать мужской монастырь, настоящий крымский Афон у Байдарских ворот. 20 августа 1997 года священник был жестоко убит, как показало следствие, двумя местными жителями с целью ограбления. В 1999 году им был вынесен обвинительный приговор. В украинских СМИ, однако, была озвучена версия о том, что убийство носило заказной характер.
22 апреля 2004 года во время посещения Форосской церкви бывший президент Украины Леонид Кучма дал поручение относительно её восстановления на уровне лучших храмов Украины.
С 1 июня по 28 июля 2004 года здесь велись ремонтно-реставрационные работы. В частности, был обновлён внешний вид фасадов, отремонтирован мозаичный пол, полностью заменены витражи, система отопления и электрообеспечения, проведены работы по внутренней росписи и позолоте интерьеров храма, выполнена реставрация и восстановлено каменное ограждение вокруг территории церкви.
4 августа 2004 года церковь Воскресения Христова была открыта, в церемонии её открытия принимал участие бывший президент Украины Леонид Кучма. Он также принял участие в первом богослужении в новом храме, которое провел митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.
Бывший глава государства подарил Форосской церкви икону Божьей Матери, отметив при этом, что это подарок «в честь возвращения храму первозданного вида».
В настоящий момент церковь является действующей и открытой для посещения. У входа в церковь висит мраморная табличка, сообщающая туристам, что деньги на восстановление храма пожертвовал Леонид Кучма.
Архитектурные особенности
Церковь построена в 1892 году в византийском стиле крестово-купольного храма. В IV в. Крест стал христианской эмблемой, а форма креста была заложена в основу культовых зданий. Храмы строили в плане прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол.
Византийские зодчие пользовались приёмом, когда купол опирался не на наружные стены, а на расположенное внутри здания кольцо колонн и столбов, над которым ставился барабан. Подкупольное пространство расширялось за счет добавления обхода за этим кольцом. Купол прорезался окнами по периметру его основания и был залит дневным светом. Купольная глава, увенчивающая храм, придавала ему пирамидальную и высотную композицию, являлась основой яркой выразительности облика строительного сооружения.
Богослужение проводилось в центре здания, под куполом, символизирующим небесный свод. Алтарь располагался в восточной апсиде, как на сцене, вход с западной стороны.
Основным строительным материалом был обожженный кирпич — плинфа, — невысокие, почти плоские прямоугольники. Кладка велась на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки, попеременно чередовались ряды красного кирпича и жёлтого камня, стены облицованы белым инкерманским камнем.
В византийских храмах внутренний интерьер был богатый, даже роскошный, создавая соответствующую религиозную атмосферу. Величью храма способствовала многоцветная мраморная облицовка, мозаики по золотому фону, фресковые росписи, декоративные каменные мотивы. Храм внутри расписан орнаментом и изображениями 4-х Евангелистов, Вознесения Хрестова, Покрова Божией Матери, Свят. Григория, Мученицы Татианы, Прав. Анны, Св. Алексия и Воскресения Христова. Великий витиеватый сложный орнамент в византийском стиле на стенах, двадцать восемь витражных окон придавали церкви особую светлость, прозрачность и праздничность.
Собор выстроен с применением многочисленных куполов по типу русских деревянных храмов, в два яруса, по бокам и в центре — купола разной величины, всего их девять, благодаря чему Форосская церковь напоминает московские церкви конца ХVIII века.
Храм уникален по своему расположению. Он не только возведен на отвесной скале, но и расположен не так, как обычные православные храмы. Дело в том, что он обращён не на восток, а в сторону моря. Такая особенность присуща только южнобережным храмам.
Уникальность состоит в том, что к отделке храма были привлечены настоящие специалисты мозаичных работ мастерской знаменитого итальянца Антонио Сальвиатти из Винченцы. Мозаичный пол напоминает античную мозаику Херсонеса. Колоны, панели, подоконники были изготовлены их каррарского мрамора. Резной дубовый иконостас с позолоченными царскими вратами украшали храм, почти все иконы в храме принадлежали кисти известных русских живописцев А. Корзухина с изображением Христа Спасителя. В интерьере храма имелись также другие картины — «Благовещение», «Тайная вечеря», «Моление о чаше». К. Е. Маковский, написавший «Рождество Христово», «Воскресение», «Божья матерь», Н. Е. Сверчков и другие. К сожалению, росписи не сохранились.
В 2004 году была проведена очередная реставрация храма. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы росписи, создана мозаика на фасаде.
Композиции в кругах Преображение Христово и Покрова Богородицы созданы художником А. С. Пигарёвым в 2004 году, образы Евангелистов и мозаика Воскресение Христово на фасаде алтарной апсиды созданы художником А. И. Петровой в 2004 году, мастера принадлежат к живописной петербургской школе, как и авторы изначальной росписи. Орнаменты церкви воссозданы выпускниками Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша.
Форосская церковь может претендовать на большее, чем другие сельские часовни. После раскритикованного косметического ремонта и золочения куполов церковь ярко выделяется на скалах Крымской гряды, хорошо заметна с моря и с дороги Севастополь-Ялта. Говоря языком геодезистов, она является прекрасной «реперной точкой» — например, для отсчёта местоположения судна при подходе к берегу. Такие храмы издавна вносятся в лоции, помогают морякам в шторм и являются символом возвращения к родным берегам. С внедрением современных навигационных средств к блестящим куполам и многопудовым колоколам добавляются оптические и радиолокационные средства оповещения.
Церкви-маяки особенно распространены в православных странах. Зачастую в лоциях указывается и о постоянном нахождении в алтаре Святых Даров — при прохождении траверза собора по судовой трансляции об этом сообщается. И христиане различных конфессий — моряки и пассажиры — могут молитвенно общаться с Создателем при выходе в далекое плавание или по возвращении из опасного путешествия. Такая Церковь понемногу преобладает значение символа определённой местности.
Район Фороса в навигационном отношении обустроен вполне удовлетворительно, хотя и не совсем лежит на пути судов, идущих из Ялты в Одессу и тем более в Босфор. Но не может быть лишнего навигационного знака, туристические компании ради любой достопримечательности дают указание судоводителям круизных лайнеров сделать соответствующую корректировку курса.
Оборудование форосской церкви не будет слишком дорогостоящим: установка радаров и навигационных огней на столь заметном объекте была бы прекрасной рекламой для любой фирмы, и можно рассчитывать на самые льготные условия поставок и пожертвования на храм. Повышение значения и известности церкви делает вполне вероятным участие художников в её новом оформлении, раз невозможна реставрация старого иконостаса и росписи.