Из крупных построек того времени осталось лишь четыре: фрагменты дворца Ак-Сарай и усыпальницы Амира Темура, мавзолея - комплекса Дорусиадат в Шахрисабзе, мавзолей мистика - суфия Ходжа Ахмада Яссави в г.Туркестане и руины соборной мечети в столичном Самарканде, известной под названием мечети Биби Ханым, которой суждено было стать самой грандиозной мечетью на мусульманском Востоке.
С холма Афросиаб перед взором путешественника раскрывается панорама древнего города с обширным базаром, за которым виднеется памятник XIV-XV вв. - мечетьБиби-Ханым. Соборная мечеть занимала особое место в жизни средневекового города. Это было здание большого общественного значения, воплошавшее в себе феодальную власть государства и религии.
Мечеть Биби-Ханым (в переводе "Старшая жена", по одной из легенд, она строилась старшей женой Темура, Сарай-Мульк-Ханум) по другому называлась - пятничная мечеть Самарканда, куда приходили тысячи мужчин-мусульман. В действительности мечеть построена в 1399-1404 г. по приказу Амира Темура после возвращения из индийского похода. Это был период, когда в архитектуре Средней Азии сложился монументальный парадный стиль, направления которого соответствуют известному высказыванию Амира Темура: "Если ты сомневаешься в нашем величии, взгляни на наши постройки". Мечеть была построена за короткий срок - за пять лет. В строительстве принимали участие талантливые местные мастера, а также каменотесы из Азербайджана, Фарса, Хорасана, Индостана. Для облегчения тяжелых работ использовались 99 слонов из Индии.
До наших дней уцелело 5 строений:портал; напротив него, в глубине двора большие мечети; по сторонам - малые мечети; минарет. Огромный труд историков, археологов, искусствоведов дает нам возможность представить первоначальный облик мечети. Одна из характерных особенностей архитектурных ансамблей этого периода - огромные размеры и пропорциональность, соразмерность композиционных частей ансамбля, прекрасным образцом которого является Биби-Ханым.
Это грандиозное сооружение, раскинувшееся на площади 167 х 109 м высоким стройным порталом высотой в 36 метров и шириной 46 метров, просторным двором площадью 54 х 76 м, монументальной главной мечетью, стоявшей на центральной оси комплекса. Высота и ширина главного зала мечети 41 м. С пролетом портала 18 м. По периметру двора проходила галерея из 480 мраморных колонн и опор и легкие малые мечети. Здания возведены из кирпича 27х27х5 см на ганче. Украшали вход в мечеть двухстворчатые семисплавные ворота, резные мраморные плиты и богатейшая облицовка.
В центре двора до сих пор стоит изготовленный при Улугбеке мраморный пюпитр для священного Корана гигантских размеров. По краям двора высились минареты, о которых один из историков Темура писал: "Минарет вознес свою главу в сторону неба и возглас: "Поистине дела наши указывают на нас"". О куполе мечети уже в то время писали: "Купол ее был бы единственным, если быМлечный путь не был бы ей парой".
Примечательно, что купол мечети, которой можно было увидеть за многие километры при подъезде к Самарканду, с главного входа не просматривается, так как высота купола равнялась высоте портала.
Здание большой мечети выполнено в технике майолики в сочетании с неполивными кирпичиками и резной наборной мозаики, оформлено тончайшими растительным, геометрическим и эпиграфическим орнаментами. Интерьер мечети украшалаорнаментальная роспись по штукатурке на стенах, и позолоченные изделия из папье-маше на внутренней части купола. Внешнее убранство малых мечетей уступает декору большой мечети. Это архитектурный прием, смысл которого заключается в стремлении подчеркнуть главенствующее значение основного здания.
В декоративном оформлении сооружения сконцентрировалось все лучшее, что было достигнуто мастерами к началу XV века: майолика и резная наборная мозаика, резной мрамор, резное дерево, живопись по штукатурке и украшение из папье-маше. Это был новый этап в развитии традиционных мечетей средневековья. Новаторство зодчих сказывается также в стремлении к предельной стройности форм. Поражает многое - двойные, возвышенные на барабанах купола, острые иглы минаретов, высокие порталы, башни, изящные мраморные колонны галереи со сводчатым перекрытием. Налицо введение вертикали как важнейшего элемента архитектуры.
Мечеть была построена с большим размахом, но без учета землетрясений при подобном увеличении размеров. Несмотря на глубокие фундаменты из рваного камня, огромные массивы кирпичных кладок в стенах, толщина которых достигает пяти метров, уже при жизни Тимура на молящихся из треснувшего купола стали сыпаться камни.
К востоку от мечети, через дорогу, в Гузарском переулке, находится оригинальный памятник - восьмигранный столбообразный мавзолей Биби Ханым со склепом. У этого здания нет главного фасада; оно видимо, было пристроено к медресе Биби Ханым.
Отделка мавзолея свидетельствует об одновременности его строительства с мечетью. В просторном склепе на полу установлены мраморные саркофаги. При вскрытии их в 1941 г. обнаружены останки двух других женщин среднего возраста в богатых одеждах. Не исключено, что одна из них и была Сарай Муль Ханым. До наших дней о постройке мечети Биби-Ханым сохранилась в народе поэтическая легенда.
Красавица Биби-Ханым, жена Тимура, задумала удивить и порадовать супруга. Когда повелитель отсутствовал, находясь в одном из многочисленных военных походов, она созвала во дворец лучших строителей и мастеров Самарканда и предложила им воздвигнуть здание. К работе приступили немедленно. Быстро вырастали стены.
Между тем в Самарканд пришло известие о скором возвращении Тимура. Биби Ханым рвала и метала. Тогда зодчий поставил условие "Мечеть будет воздвигнута в срок, но… ты, царица, подаришь мне поцелуй".
Царица негодовала: "Я подарю тебе любую из моих рабынь, по твоему выбору. Почему ты смотришь только на меня? Посмотри на эти крашенные яйца, они из разных цветов и нисколько не похожи друг на друга, но если их разбить, то разве они чем-либо различаются? Таковы и мы, женщины".
Но зодчий настаивал: "Я отвечу тебе. Вот два одинаковых бокала. Один из них я наполню прозрачной водой, другой белым вином. И теперь они похожи друг на друга, но если я притронусь к ним губами, то один меня обожжет расплавленным огнем, а другого я и не почувствую. Такова любовь".
Темур приближался к Самарканду. Досаде Биби Ханым не было предела. Так долго лелеянный сюрприз повелителю оказался под угрозой. К тому же, как гласит легенда, зодчий был молод и красив. И она соглашается. В последнее мгновение она попыталась заслониться ладонью. Но поцелуй был столь страстен, что жар его проник сквозь руку красавицы и оставил на ее щеке пунцовое пятно.
Спустя всего лишь несколько дней Темур вступил в город. Перед его взором поднялись купола и минареты, удивляя своим великолепием. Но радость его была омрачена. Увидев на лице Биби Ханым след поцелуя, он впал в ярость. Биби Ханым призналась во всем. По велению "Железного хромца" стражники бросились разыскивать зодчего. Спасаясь от преследований, он со своим учеником поднялся на минарет мечети.
А когда стражники взбежали по бесчисленным ступенькам за ними наверх, они нашли лишь одного ученика. "Где архитектор?" - спросили они. - "Учитель сделал себе крылья и улетел в Мешед", - ответил тот. Такова легенда.
К началу XX века мечеть Биби-Ханым представляла собой руины и величественные развалины, время сурово обошлось с соборной мечетью. Но даже эти руины производят неизгладимое впечатление. Начиная с 60-х годов и по настоящее время в результате консервационных и грандиозных работ возведены внутренние и внешние купола, укреплены свод портала и основания стен, восстанавливаются интерьеры малых мечетей, воссоздаются минареты. Работы продолжаются. Мечеть Биби-Ханым является бессмертным шедевром архитектуры мусульманского Востока.