Сан-Суси (от фр. sans souci — без забот) — самый известный дворец Фридриха Великого, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Дворец был возведён в 1745—1747 годах по проекту самого короля. Практическая сторона осуществления королевского замысла была поручена близкому другу короля — архитектору Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу.
В 1990 году Сан-Суси с его дворцами и большим парком внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО со следующим обоснованием: «Дворец и парк Сан-Суси, часто называемые „прусским Версалем“, являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре XVIII в. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства».
Виноградные террасы
Знаменитые виды на сады в Сан-Суси появились благодаря решению Фридриха Великого разбить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Когда-то на холмах росли дубы. При «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме I деревья вырубили и использовали для укрепления болотистых почв в строящемся Потсдаме. 10 августа 1744 года Фридрих Великий повелел разбить на голых холмах виноградные террасы.
Центральная часть шести широких террас, разбитых на склоне холма, была углублена для того, чтобы максимально использовать солнечное освещение. На шпалерах вилась виноградная лоза, привезённая не только из Португалии, Италии, Франции, но и из Нейруппина, а в 168 застеклённых нишах рос инжир. Передняя часть террас, отделённая изгородью из фруктовых шпалер и украшенная формовыми тисами, засевалась газоном. По центральной линии на вершину холма вели 120 (сейчас 132) ступеней, разделённые на шесть пролётов в соответствии с количеством террас, а с двух сторон холм обустроен подъездной рампой.
Под холмом, в партере в 1745 году был заложен декоративный сад, центр которого в 1748 году занял «Большой фонтан». Фридрих не смог насладиться видом бьющего фонтана из-за того, что нанятые им специалисты плохо владели фонтанным делом. С 1750 года чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорическими изображениями четырёх элементов: огня, воды, воздуха и земли. Венеру и Меркурия работы скульптора Жана-Батиста Пигаля и две скульптурные группы на темы охоты, аллегории воздуха и воды работы Ламбера-Сигисбера Адама были подарены французским королём Людовиком XV. Остальные скульптуры были выполнены в мастерской Франсуа-Гаспара Адама, руководившего основанным Фридрихом Великим французского скульптурного ателье в Берлине. Дополнения в так называемую «французскую рондель» вносились до 1764 года.
Неподалёку находился и кухонный сад, Фридрих Вильгельм I приказал разбить его ещё в 1715 году. Свой огород «король-солдат» иронично называл «мой Марли», намекая на изящный сад Марли-ле-Руа французского «короля-солнца» Людовика XIV.
Архитектура и привязка к местности
Учитывая характер дворца как частной резиденции, дворец имеет сравнительно небольшие размеры, но при этом отличается гармоничностью форм и продуманностью деталей. При этом дворец Сан-Суси является локальным центром архитектурного ансамбля. С правой и левой стороной дворец уравновешивается зданиями Картинной галереи и Новых палат. В свою очередь по центральной оси дворец является центром между регулярным садом (внизу) и искусственными руинами (которые изначально должны были иметь бассейн для питания водой фонтанов регулярного сада).
Внешний облик
Одноэтажное главное здание с его бесшовно соединёнными с ним боковыми флигелями практически совпадает по длине с верхней террасой. Крытые аллеи, скрывающие боковые флигели со стороны сада, заканчиваются двумя отдельно стоящими сетчатыми павильонами, богато украшенными золотым орнаментом. Благодаря многочисленным стеклянным дверям во внутренние помещения дворца проникает много света. Анфиладу комнат сглаживает полуовальная центральная часть, которая слегка выдаётся своим куполом над плоской двускатной крышей. В купольной части выполненными в бронзе буквами нанесено название дворца.
Фасад, обращённый к винограднику, украшен скульптурными изображениями с пышными формами, которые, сгруппированные попарно между окнами, как атланты и кариатиды поддерживают крышу. Эти скульптуры из песчаника вакхов и вакханок, сопровождающих бога вина Вакха, были выполнены в мастерской скульптора Фридриха Кристиана Глуме. В этой же мастерской были изготовлены вазы для окружающей крышу балюстрады и группы путто на купольных окнах.
Игриво оформленная садовая сторона дворца резко отличается от фасада северной стороны, в архитектуре которого царит деловая строгость. Панданом к полуовальной центральной части садовой стороны является прямоугольный ризалит с плоской односкатной крышей. Вместо атлантов и кариатид перекрытия поддерживают коринфские пилястры.
Колоннады, отходящие от здания дворца, окружают полукругом парадный двор и раскрываются вновь у расположенной к северу крутой подъездной рампе. 88 коринфских колонн в два ряда образуют крытую галерею. Как и южный фасад дворца, её украшает балюстрада, украшенная вазами из песчаника.
Внутренний облик
В отличие от распространённого неправильного мнения, дворец вовсе не построен в соответствии с принципами французского загородного дома (фр. maison de plaisance). Сравнение планов второго (жилого) этажа Берлинского городского дворца со стороны Дворцовой площади в планировке Андреаса Шлютера с планом дворца Сан-Суси показывает, что именно Берлинский городской дворец был основой планировки Сан-Суси (так, так называемый «Звёздный зал» исполнял в Берлинском варианте роль центрального зала, во дворце Сан-Суси прямоугольный зал был вестибюлем, в свою очередь центральным залом был овальный зал). Галерея со стороны двора в Берлинском дворце была заменена в варианте Сан-Суси служебными помещениями в гостевых комнатах и галереей со стороны парадного двора. Примерно одинаковое количество осей — трёхосный центральный ризалит и пять окон в Барлинском варианте, шесть окон в потсдамском варианте. Также как в Берлинском дворце (в изначальном варианте Андреаса Шлютера, см. гравированный фасад дворца на рисунке Пауля Деккера) фасад фланкировался двумя полубашнями, также и фасад Сан-Суси был фланкирован двумя круглыми помещениями. Однако кроме плана, который Фридрих Великий позаимствовал у Берлинского дворца, всё остальное было позаимствовано у дворца в Райнсберге, поскольку Сан-Суси в некотором роде реинкарнация и переосмысленией Райнсберга. Дворец в Райнсберге также имеет две круглые башни (в одной находилась круглая библиотека-кабинет, тот же принцип повторяется в Сан-Суси), колоннаду между этими башнями (эта колоннада повторяется в видоизменённом виде в парадном дворе дворца Сан-Суси).
Будучи частной, а не парадной резиденцией монарха, который был философом и жил как философ, дворец, несмотря на возражения фактического строителя дворца — Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа, был построен без цокольного этажа, что позволяло легко попасть из помещений прямо в сад. Человек и природа были неразделимые понятия в представлении Фридриха Великого. Даже в музыкальном салоне дворца потолок имитировал садовую трельяжную беседку, где по центру была имитирована паутина и находилось несколько золотых пауков. Однако эта близость к саду и отсутствие подвала привело к тому, что помещения во дворце были в некотором отношении нездоровыми, что с возрастом привело к обострению подагры, которой страдал Фридрих. Его «квартира» в Новом дворце была также на уровне земли (партера).
Фридрих Великий детально проработал и оформление интерьеров. Художники Иоганн Август Наль, братья Иоганн Михаэль и Иоганн Кристиан Хоппенхаупты, Генрих Вильгельм Шпиндлер и Иоганн Мельхиор Камбли многие из своих произведений в стиле рококо для Сан-Суси создали по эскизам Фридриха Великого. Фридрих монарх и человек — были два разных человека, что выражалось в том, что как монарх Фридрих строил роскошные дворцы и окружал себя исключительно дорогими вещами (как пример — маленькая деталь, которая не сразу бросается в глаза — цифры циферблата часов в антикамере в его «квартире» в Новом дворце выложены бриллиантами), поскольку это свидетельствовало о мощи и престиже государства, но как человек при этом довольствовался походной солдатской кроватью, которая резко контрастировала с интерьером роскошной спальни дворца Сан-Суси, или старым военным мундиром с протёртыми от старости дырками и следами нюхательного табака.