Большая арка братства, известная под именем Большая арка Дефанс или просто Большая Арка — монументальное строение (арка) в квартале Дефанс, на западе парижского пригорода на территории коммуны Пюто (деп. О-де-Сен).
История
Ещё у президентов Жоржа Помпиду и Валери Жискар д’Эстена была идея обозначить парижскую историческую ось величественным архитектурным шедевром.
Работы начались в 1983 году после конкурса «Лицо Дефанса», по инициативе президента Франсуа Миттерана, целью которых было продолжить историческую ось Парижа, которая вела от Лувра через обелиск на площади Согласия и Триумфальную арку. Конкурс собрал 484 проекта со всего мира. Окончательно был выбран только один — новаторский проект датского архитектора Йохана Отто фон Спрекельсена (Johann Otto von Spreckelsen).
Йохан Отто фон Спрекельсен задумал Большую Арку Дефанс как вариант Триумфальной арки XX века, что на площади Шарля де Голля. Монумент должен был быть посвящён человечеству и идеям гуманизма, а не военным победам. После смерти архитектора 16 марта 1987, его помощник — французский архитектор Поль Андрё — закончил строительство проекта.
Арка была построена французским предприятием общественных работ «Буиг» (Bouygues). В строительстве северной и южной стороны Арки принимали участие министерство транспорта, министерство благоустройства и туризма, мэрия Парижа, а также «Международный фонд по правам человека».
Торжественно открыта в июле 1989 году, к двухсотлетию Французской революции, а также по случаю саммита Большой семёрки. Будучи на восточно-западной исторической оси Парижа, Большая Арка видна через Триумфальную арку и «Малую триумфальную арку» в парке Тюильри.
Конструкция
Арка представляет собой проекцию гиперкуба (тессеракт) в трёхмерном измерении:
длина — 108 метров;
высота — 110 метров;
ширина — 112 метров;
Арка крепится на 12 опорах, установленных на гидравлических домкратах фирмы «Савояр», чтобы дать возможность шаткой почве выдержать массу в 300 000 тонн. Каждая горизонтальная сторона куба состоит из 4x4 бетонных перекладин 75 метров длиной. Цепь стальных кабелей окружает постройку. Конструкции из двух колон строились параллельно, двумя независимыми друг от друга бригадами рабочих. Две тысячи квалифицированных специалистов работали на стройке; двое из них погибли во время строительства верхней конструкции. Первый в мире объект гиперархитектуры, «трёхмерная проекция» четырёхмерного политопа, закончена в год столетия Эйфелевой башни.
Арка полностью покрыта пластинами из стекла толщиной в 5 см, специально разработанных, чтобы предотвращать оптическую деформацию и противостоять мощной силе ветра. Каждая пластина сделана из белого каррарского мрамора[уточнить] (эти пластины из-за проблемы фиксации иногда расцеплялись) и серого гранита.
Лифт полностью сделан из стекла и расположен в углублении Арки.
Наверху Арки расположен зал для проведения конгрессов и выставок, а также площадка, с которой открывается вид на весь квартал Дефанс и западную часть Парижа.
Интересные факты
- «Большая Арка» расположена не точно на исторической оси Парижа, угол отклонения составляет 6, 33º. С технической точки зрения, для того чтобы установить фундамент Арки, нужно было учесть расположение автострады и железнодорожных путей, а также проект удлинения первой линии парижского метро. С точки зрения символики необходимо было, чтобы последняя точка исторической оси была зафиксирована «Большой Аркой Дефанс». Дело в том, что градостроительная история Парижа связана с созданием композиционной оси города, которая начинается у главного тронного зала Лувра и идёт на запад параллельно Сене. Идея создания исторической оси стала основной концепцией регулярной планировки города, как выражение бесконечной власти французского абсолютизма. Барон Осман проложил по этой оси Елисейские поля, и она же стала композиционной осью квартала Дефанс.
- Чтобы уведомить архитектора Отто фон Спрекельсена о том, что окончательно выбран именно его проект, французскому представителю из Парижа пришлось отправиться к нему на лодке, так как архитектор находился в своем загородном доме, расположенном на острове без каких-либо современных средств коммуникации.