Мечеть Биби-Эйбат — шиитская мечеть, расположенная на берегу Бакинской бухты, в Азербайджане. Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является воссозданием одноимённой мечети, построенной во второй половине XIII века ширваншахом Абу-л-Фатх Фаррухзадом и полностью разрушенной большевиками в 1936 году, когда на территории всего СССР шла ожесточенная борьба с религией.
Биби-Эйбатский комплекс, в который, кроме мечети, входят усыпальницы и могилы почитаемых людей (в том числе, могила Укеймы ханум, потомка пророка Мухаммеда), является одним из значительных памятников исламского зодчества Азербайджана. Мечеть в своё время посещали Абаскули-ага Бакиханов, Александр Дюма, Хуршудбану Натаван.
Местное население в прошлом называло её «мечеть Фатимы». Используя это же название, описывал мечеть и посетивший её в 50-е годы XIX века Александр Дюма
Мечеть была построена над гробницей дочери седьмого шиитского имама — Мусы аль-Казима, который бежал в Баку от преследования халифов. На гробнице имеется высеченная на камне надпись, указывающая на то, что Укейма ханум принадлежит к священному роду: «Здесь погребена Укейма ханум, потомок пророка Мухаммада, внучка шестого имама Джафара ас-Садыка, дочь седьмого имама Мусы аль-Казима, сестра восьмого имама Али ар-Риза».
Вид старой мечети до реставрации 1911 года
Укейма ханум принадлежала к роду имама Али и Фатимы. Слуга Укеймы ханум по имени Эйбат (отсюда и название мечети «Биби-Эйбат» — «тётя Эйбата») погребён посреди квадратной деревянной решётки в центре усыпальницы.
На основе настенных надписей южной стены мечети историки относят постройку к концу XIII века. Арабская надпись на стене мечети гласила:«Работа Махмуд ибн Саада» (этот же архитектор построил Нардаранскую крепость вблизи Баку).
Минарет мечети. Первая половина XX века
Востоковед Илья Березин, посетивший мечеть Биби-Эйбата в 1841 году, обнаружил другую арабскую надпись:«Приказал построить эту мечеть мелик возвеличенный, султан величайший, защитник государства и веры Абу-л-Фатх Фаррухзад ибн Ахситана ибн Фарибурз, помощник эмира верующих, да продлит Аллах его царствования и владычество! В дату года восьмидесятого (1281—1282 г)». По версии Сары Ашурбейли имя Фаррухзада, может быть обозначено на мечети в связи с её реставрацией Ширваншахами, а сама мечеть может быть древнее Ширваншахов.
Впоследствии вокруг мечети селились шейхи, считающиеся авторитетными богословами. Это место со временем стали называть Шых (от слова Шейх). С этим и связано современное название пригорода Баку — Шыхово, где и расположена мечеть. Наряду со многими мусульманами, завещавшими похоронить их близ мечети, был и Хаджи шейх Шариф, который прибыл в своё время в Баку с целью распространения суфизма. Он всю оставшуюся жизнь провёл в этом храме, где и был погребён.
В указаниях сефевидских правителей Тахмасиба I и Аббаса I сказано, что в Биби-Эйбатской мечети и вокруг неё велись строительные и реставрационные работы. Б. Дорном были сняты копии с указов Тахмасиба (1555—1556, 963 год хиджры),
Аббаса I (1606—1607, 1015 год хиджры), Аббаса II (1650, 1060 год хиджры; 1655—1656, 1066 год хиджры; 1667—1668, 1078 год хиджры), Хусейна (1700—1701, 1112 год хиджры), в которых было сказано, что государственные чиновники, владельцы союргала не имели право брать налоги с вакуфных имуществ этого комплекса. В указе шаха Тахмасиба сказано: «Биби-Эйбатское заведение имело огромное вакфное имущество при